Аквапланирование

Англоязычный вариант:  Hydroplaning

Принято считать, что это явление крайне опасное, поскольку ведёт к полной потере контроля над управляемостью. Это действительно так, но к счастью, не применимо к велосипеду.

На твёрдом сухом покрытии (асфальт, бетон) сцепление шин обуславливается взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями дорожного покрытия. При смачивании покрытия водой сцепление шин уменьшается весьма заметно, что объясняется образованием водяной плёнки с частицами пыли и грунта. Водяная плёнка разделяет трущиеся поверхности, тем самым ослабляя взаимодействие шин и покрытия.

При движении по мокрой дороге образуется водяной клин — вода, выдавленная из под колеса в процессе движения. По мере увеличения скорости движения увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет — шина всё больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость движения достигает критического значения и между шиной и покрытием образуется сплошной слой воды - автомобиль теряет контакт с дорогой и становится неуправляемым. Это явление и называется аквапланированием.

Велосипедистам, к счастью, повезло — аквапланирование не применимо к велосипеду, поскольку скорость движения велосипеда недостаточно высокая, а пятно контакта — недостаточно широкое. Также, давление в велосипедных шинах слишком высоко для возникновения аквапланирования.

В принципе, даже для автомобилей аквапланирование не является серьёзной проблемой в сравнении с авиацией. Наиболее часто это явление наблюдается при приземлении самолёта на мокрую взлётно-посадочную полосу. В связи с этим в авиации существует формула для расчёта:

Скорость (в узлах) = 9 x квадратный корень из давления шин (в psi)

Ниже приведена таблица результатов, основанных на этой формуле:

Давление в шинахСкорость, при которой возникает
аквапланирование, миль/ч
Скорость, при которой возникает
аквапланирование, км/ч
PSIБар
1208,3113183
1006,9104167
805,593149
604,180129
402,866105

Страх перед аквапланированием зачастую заставляет велосипедистов покупать покрышки с менее эффективным рисунком протектора вместо использования сликов.



Возврат к списку