Полутангенциальное спицевание

Англоязычный вариант:  Semi-tangent spoking

Полутангенциальная спицовка также известна, как «тангенциальная» или спицовка«крестом». Является самым распространённым спицевым набором.

Крестовое спицевание — единственная возможность собрать колесо, адекватно реагирующее на вращающее или тормозящее усилие, идущее от втулки. Чем больше угол между фланцами и спицей, тем правильней распределяется нагрузка между спицей, ободом и фланцем от движения или торможения. В идеальном колесе прямая, проложенная через ось втулки и спицевые отверстия, подходит к спице под прямым углом. Даже под нагрузкой от педалирования и при торможении дисковым тормозом (скручивающая сила, действующая в районе втулки) крестовой рисунок спицевания переводит возникающую деформацию в растяжение спицы.

Как обратный пример, радиально собранное колесо пытается адаптироваться к скручивающей силе, что приводит к изгибанию спиц, а не вертикальному их растяжению. Это в итоге либо разрушает фланцы, либо ослабляет ниппели спиц. И именно по этой причине радиальную спицовку ни при каких условиях нельзя использовать задних колёсах и с дисковыми тормозами.

Несмотря на это, существуют известные производители колёс, которые используют радиальный спицевой набор и на задних колёсах, и совместно с дисковым тормозом. Но для предотвращения самозакручивания, проиоводитель в этом случае использует обода со специальным V-образным высоким профилем, выдерживающие нестандартно высокое натяжение спиц.

Обычный полутангенциальный спицевой набор существует в виде 3 крестов, 4 крестов и т.д.

Полутангенциальная спицовка в 1 крест (слева) и в 2 креста (справа).

Полутангенциальная спицовка в 3 креста (слева) и в 4 креста (справа).

Например, спицевание в 3 креста означает, что каждая срица пересекает 3 другие, исходящие из того же фланца втулки. «Три креста» — самый проверенный временем и стабильный рисунок для 36 спиц как для переднего, так и для заднего колеса. При cпицовке в 4 креста спицы в большинстве случаев будут закрывать головку соседней спицы. Большее количество крестов означает улучшенное сопротивление колеса скручивающему усилию при педалировании на высоких передачах и при торможении дисковыми или втулочными тормозами.

При меньшем количестве крестов спицы расположены более перпендикулярно к фланцу втулки и к ободу колеса.

В случае с радиальным спицеванием (0 крестов), спицы располагаются под углом 90 ° по отношению к фланцу и не пересекаются между собой.

Чем больше у колеса спиц, тем большее количество спиц располагается под одинаковым углом. Например, колёса с 48 спицами обычно собираются в 5 крестов; 40 спиц — 4 креста; 36 спиц — 3 креста; 32 спицы — 3 креста; 28 спиц — 2 креста.

Если втулка с нестандартными широкими фланцами, количество спиц уменьшается, чтобы избежать их изгиба в области ниппеля. Например, планетарная втулка Rohloff Speedhub с 32 отверстиями обычно собирается в 2 креста.



Возврат к списку