Шайба

Англоязычный вариант:  Washer

Слева направо: внутренняя звездообразная шайба, внешняя звездообразная шайба, пружинная шайба (гровер)

Деталь, подкладываемая под гайку или головку болта (винта) с целью создания большей опорной площади, уменьшения повреждений поверхности детали, а также предотвращения самоотвинчивания крепёжной детали. Шайбы бывают плоские, круглые, косые, корончатые, пружинные (гровер), стопорные, быстросъёмные, уплотнительные, концевые, сферические и т. д.

Для разных целей используются различные виды шайб:

  • Плоская шайба часто используются для уменьшения нагрузки на тонкую или хрупкую поверхность.
  • Прокладочная шайба — плоская шайба разной толщины.
  • Стопорная шайба - для предотвращения самооткручивания. Шайба снабжена одним или несколькими направленными зубцами, цепляющимися за поверхность крепёжных элементов. Таким образом закручивание гайки или болта становится проще, чем откручивание.
  • Зубчатая шайба — имеет одну или несколько насечек с одной стороны. Как правило такая шайба используются при болтовом креплении втулок. Гладкой поверхностью шайба помещается в сторону гайки, зубчатой - в сторону наконечника вилки. Таким образом шайба не мешает свободно закручивать гайку и при этом сдерживает ось колеса от соскальзывания вперёд под воздействием натяжения цепи.
  • Шпоночная шайба. Как правило на внутренней стороне шайбы располагается зубец (паз), который впоследствии совпадает с канавкой на штыре. В основном подобные шайбы ставятся между регулировочными резьбовыми канавками подшипников (чашкой или конусом) и контргайкой. Смысл в том, что при затягивании контргайки она давит на шайбу и при этом не сбивает настройку подшипника.
    Также, шпоночные шайбы широко применяются в резьбовых рулевых колонках и в подшипниках педалей.

  • Фиксирующая шайба. В центре находится некруглое отверстие с пазом, совпадающим с осью. Такая шайба сделана для того, чтобы предотвратить вращение зафиксированных частей относительно друг друга. Втулки с внутренней передачей зачастую используют совместно зубчатые и фиксирующие шайбы. В этом случае паз шайбы входит в отверстие наконечника вилки и предотвращает вращение оси втулки относительно рамы. На оси втулки со внутренней трансмиссией крепится одна или несколько звёзд, которые в зависимости от верхней или нижней передачи, подвергаются сильному давлению в различные стороны. В связи с этим, если ось будет плохо зафиксирована, крепление колеса может быстро разболтаться.
  • Сферическая шайба. Чаще всего применяется в креплении тормозного калипера к раме или передней вилке. Плоской стороной шайба прижимается к калиперу, изгнутой сферической фиксируется на изгибе дуги тормоза или на короне вилки.
    Также, сферические шайбы применяются в быстросъёмных механизмах для колёс и подседельного штыря - в изогнутую часть шайбы упирается эксцентриковый рычаг с закрепляющим кулачком.


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений