История коллекционера велосипедных переключателей скоростей

1 апреля 2013

Электрик из Англии Майк Суитмен знает о заднем переключателе скоростей велосипеда больше, чем кто-либо ещё – ведь он давно коллекционирует дерайлеры. Самые первые дерайлеры были сделаны ещё в конце 19 века. В 1905 году известный французский писатель, велосипедист и велотурист Поль де Виви изобрёл задний дерайлер на две скорости, который использовал при езде в Альпах. В 1937 году система переключения скоростей была представлена на Тур де Франс, но массово в шоссейным гонках дерайлеры стали использоваться только с 1938. Переключатель скоростей велосипеда в том виде, в каком он известен сейчас, изобрёл Туллио Кампаньоло в 1950 году. У Майка Суитмена собрано более 800 переключателей.

1.jpg

- Почему дерайлеры?

- Я высоко ценю стиль дерайлеров, они как произведения искусства. Что-то похожее на дизайн автомобилей – в переключатели передач вложена душа, производители стараются, чтобы дерайлеры выглядели красиво. Я работал в велосипедном магазине в Шотландии, в Эдинбурге, и в 2007 мы должны были открыть филиал магазина в Манчестере. Нам хотелось, чтобы в новом магазине можно было увидеть традиции семейного бизнеса. И поэтому я предложил украсить магазин коллекцией переключателей скоростей – от очаровательных старинных моделей до ультрасовременных. Я был удивлён, когда люди называли коллекцию отличной. Мужчины и даже несколько женщин разглядывали коллекцию, застыв, словно в трансе. Вот тогда я переключился от простого «жалко выбросить» до «коллекционирования». До 2007 года у меня была дюжина переключателей. Сейчас же их больше 800.

2.jpg

- Как переключатель повлиял на велоспорт?

- Он сделал этот спорт интересным для зрителей. Для горных и спринтерских этапов нужны переключения передач, и тогда гонка получится. Переключатели нужны обычным людям для велопрогулок. Велосипед с тремя скоростями будет полезным видом транспорта, но с 15 скоростями ездой на велосипеде смогут наслаждаться как ваша мама, так и ваша бабушка.

- А когда Вы стали интересоваться переключателями?


- Я заинтересовался велоспортом в то время, когда в Британии считалось, что велосипеды – это средство передвижения низкооплачиваемых рабочих заводов и детей. Небольшие группы велогонщиков воспринимались, по меньшей мере, странно, как если бы пловцы занялись синхронным плаванием. Я не принадлежал ни к одной из этих групп. Я был одним из новых велосипедистов – городским жителем, образованным, принадлежащим к среднему классу. Мне был нужен переключатель передач с широким диапазоном скоростей, чтобы я мог взбираться на холмы на низкой передаче. Я использовал тогда переключатель SunTour VGT. Он был старомодным, дешёвым и сделанным в Японии – не особенно высокого качества или стиля, но он работал.

3.jpg

- Функциональность превыше формы?

- Я был доволен. Я мог подниматься в гору так, как мне было надо. У VGT параллелограммный механизм, который перемещает рамку с роликами и цепь вместе с ней в перпендикулярном плоскости звёздочек направлении. Сегодня все переключатели такие. Но в 1964 году этот дизайн запатентовал SunTour, и в следующие 20 лет это был единственный переключатель, который менялся по существу. Когда срок патента истёк, Shimano взяли этот дизайн себе, и Sun Tour был уничтожен. (Прим. – Компания Sun Tour объявила о банкротстве в начале 90-х).

- Однако Вы интересуетесь переключателями больше с точки зрения их истории, а не механизма, верно?

- После того, как я собрал первые 20 переключателей, интерес переключился на их историю, а не на механизм как таковой. Например, во время Второй мировой войны в Британии полностью прекратилось производство переключателей, все заводы перешли на изготовление оружия. А вот в Германии и Франции переключатели продолжали делать, несмотря на то, что алюминия тогда не хватало, потому что он весь использовался при производстве самолётов. И когда находишь переключатель, сделанный во время войны, понимаешь, что это редкость, раритет.

- И какой из переключателей нравится Вам больше других?

- Мне нравятся цветные переключатели Ofmega Mistral, сделанные в 1982. Они не оставили след в истории, никакого особенного значения не имеют. Но они великолепны – маленькие розовые, жёлтые и синие переключатели, сделанные из пластика. В 1980-х Ofmega спонсировала Джанни Буньо. Также я неравнодушен к чехословацкому переключателю Walter. Когда видишь его в первый раз, кажется, что это просто дешёвая поделка из пластмассы. Но потом становится понятно, что этот механизм, изготовленный в Восточной Европе, высочайшего качества и стандарта. Сейчас он уже устарел, но у него прекрасные ролики, и он почти ничего не весит – всего 134 грамма, что на 30% легче, чем переключатели Dura-Ace, сделанные в то же время. Компания Walter производила реактивные истребители, и этот переключатель был сделан специально для чехословацкой сборной на Велогонку Мира.

4.jpg

- Ваш интерес к переключателям превратился в страстное увлечение?

- Без сомнения, это так, но по сравнению со многими другими, моё увлечение довольно безвредно. Если выложить коллекцию переключателей в интернет, люди, которые могут понять и оценить ваше увлечение, свяжутся с вами, и окажется, что они есть во всех странах мира. Странно, что велосипедисты из разных стран больше похоже друг на друга, чем соседи, которые не разделяют ваше увлечение. Когда кто-то присылает мне е-мейл из Кореи, я моментально могу представить этого человека, которого я раз 20 встречал в велосипедном магазине. Это мимолётное ощущение, которое даёт возможность почувствовать себя частью мирового сообщества. Хотя, конечно, сильное пристрастие имеет и свои негативные стороны.

- Негативные стороны?

- Ну, конечно. Это знакомо всем велосипедистам – тебе становится скучно в компании людей, которые не катаются на велосипедах.


Возврат к списку