Обод

Англоязычный вариант:  Rim

Металлическое кольцо, являющееся основой велосипедного колеса. В понятие обода не включается втулка колеса или спицы.

Необходимость в выборе тех или иных ободов для велосипеда возникает не часто. Выбирать обода приходится в основном при покупке нового велосипеда или в случае замены старых ободов или колёс на новые — например, при несоответствии их технических характеристик условиям эксплуатации или ввиду поломки: восьмёрки, трещины, стёртые тормозные дорожки.

К выбору ободов следует подходить ответственно, в первую очередь учитывая предполагаемый стиль эксплуатации велосипеда.

Главным требованием к ободу колеса является его прочность в сочетании с небольшим весом. Безусловно, прочность всего колеса определяется не только прочностью и жёсткостью обода, но и качеством спиц, их количеством, силой и равномерностью натяжения. Но тем не менее, без хорошего обода собрать прочное колесо невозможно. Часто возникающие восьмёрки на ободе ухудшают управление, тормозные свойства велосипеда и надоедают необходмостью частого ремонта.

Необходимость в прочности колеса очевидна, но на что влияет его вес? При разгоне велосипеда, силы велосипедиста расходуются не только на увеличение линейной скорости велосипеда, но и скорости вращения колёс. Чем дальше от центра вращения находится масса и чем она больше, тем большую работу приходится затрачивать на раскрутку. Особенно заметно это проявляется в видах спорта с высокой динамикой разгона и постоянно изменяющимся темпом. Например, в соревнованияхпо кросс-кантри и аналогичных дисциплинах вес обода и шины влияют на результат значительно сильнее, чем в равнинных шоссейных гонках.

Активное передвижение по городу также имеет достаточно прерывистый ритм, а учитывая качество многих дорог в российских городах, становится понятным и требование к высокой прочности колёс.

Размер

  • 12 дюймов, 16 дюймов — для детских и подростковых велосипедов.
  • 19 дюймов — для триала;
  • 20 дюймов — для велосипедов BMX, для триала, для складных велосипедов и для некоторых лигерадов.
  • 24 дюйма — для дёрта, стрита, фрирайда, даунхила и в целом для экстремальных дисциплин горного велосипеда. Как правило ставятся назад.
  • 26 дюймов — для большинства горных велосипедов.
  • 27 дюймов — устаревший размер колёс.
  • 28 дюймов — для некоторых горных велосипедов, для большинства гибридов и городских велосипедов.
  • 29 дюймов — больше маркетинговое понятие, поскольку реальный размер обода 622 мм относится также и к 28−дюймовому колесу.

Материал

В наши дни подавляющее количество ободов изготавливается из алюминиевых сплавов. Такие обода значительно легче стальных, встречающихся иногда на самых дешёвых горных, а также некоторых городских велосипедах. Прочность стальных ободов крайне низкая, и при этом ободные тормоза работают с ними значительно хуже, чем с алюминиевыми.

Существуют обода, выполненные полностью из углеродного волокна, но они встречаются крайне редко. Из этого материала изготавливаются лишь моноблочные колеса (например, компания Spinergy), в которых обод, корпус втулки и несколько широких плоских спиц представляют собой единую цельную конструкцию.

Конструктивные особенности

Обод для клинчерных шин и обод для трубок

Обод для клинчерных покрышек (слева) и для трубок (справа).

Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда. Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование клинчерных шин. Боковые стенки таких ободов с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Затем камера под воздействием давления воздуха вытесняет боковины покрышки и тем самым сцепляет её с ободом.

Шины для шоссейных велосипедов (трубки, однотрубки) наклеиваются на обод через специальную матерчатую ленту: обода для них не имеют развитых стенок с внутренней стороны, а наоборот достаточно плоские и имеют трубчатое сечение. Правда сейчас и на шоссейных велосипедах стали использоваться клинчерные шины традиционной конструкции.

Так как на данный момент в России наибольшее распространение получили горные и вседорожные велосипеды, а также всё популярнее становятся гибриды, то стоит немного подробнее остановиться на особенностях классических ободов коробчатого сечения. Помимо различных размеров ободов, продукция многих производителей подразделяется на группы. Причем обода разделяются как для разных типов велосипедов, так и для разных сфер применения для одного типа. Особенно это касается горных велосипедов. Например, по прочностным параметрам они могут делиться на прогулочныекросс-кантрийныефрирайдные и даунхильные. Такое разделение весьма условное — можно использовать дунхильные обода и в дисциплинахкросс-кантри, но это позволяет как минимум приблизительно оценить вес и прочность ободов, а также некоторые другие их конструктивные особенности.

Шов и боковины

В процессе изготовления обода металлический профиль сгибается в окружность, и его концы скрепляются швом. Шов может закрепляться как при помощи сварки (сварной шов), так и на специальных штифтах (клёпаный вариант). Клёпаный шов менее прочный сварного, но при разнице в стомости почти в два раза, нужно понимать, что нет необходимости в избыточной прочности ободов для прогулочных велосипедов или при эксплуатации велосипеда в городском цикле.

Шов никогда не бывает идеальным, и как правило ширина обода в его области немного отличается от остальной. На новом ободе в первое время при использовании ободных тормозов может появляться характерное биение колодок при прохождении через место нахождения соединительного шва. Через некоторое время колодки и обод притираются, и характерная неровность сглаживается.

Где-то в 90−х годах, компания Mavic представила свою разработку ободов под названием SUP (Soudé Usine Proces — с фр.«процесс сварки и фрезеровки»). В рамках данной технологии обода производятся немного более широкими в области тормозной поверхности, и после сварки помещаются на специальный станок, где сбоку снимается лишний металл.

Позже некоторые компании частично скопировали этот процесс, применяя фрезеровку ободов как к сварным, так и клёпаным конструкциям.

Одностенные и многостенные

Двойной обод, тройной обод, высокопрофильный обод

Двухстенный обод (слева), двухстенный обод с высоким профилем (в центре), трёхстенный обод с высоким профилем (справа).

Самые простые обода обычно имеют одностенную конструкцию, то есть профиль такого обода похож на латинскую букву «U». Такие обода в основном устанавливаются на прогулочные велосипеды.

Более совершенным типом ободов, у которых меньший вес при большей прочности, являются двухстенные (двойные) обода, применяемые на велосипедах как для кросс-кантри, дак и для даунхила. Профиль данных ободов также представляет букву«U», но с дополнительной горизонтальной перемычкой. Обода такого профиля обычно более высокого качественного и ценового уровня.

Если необходим обод с большей прочностью, то устанавливается обод с высоким профилем: при его применении значительно повышается жёсткость и прочность обода «на складывание».

Самый развитый вариант обода — трёхстенный, когда внутрь высокопрофильного обода вставляется дополнительная горизонтальная перемычка. Роль этой перемычки заключается не столько в увеличении прочности обода «на складывание», сколько в увеличении боковой жесткости, препятствующей появлению восьмёрок. Такие обода встречаются довольно редко.

Обода для относительно лёгкого применения — например, для кросс-кантри, — выполняются достаточно узкими: наружный размер составляет 21−26 мм. Обода для фрирайда, даунхила и других экстремальных прыжковых дисциплин существенно шире — до 35 мм и более. При увеличении ширины обода, заметно увеличивается и его поперечная жёсткость.

Прочность и вес

Для дополнительного упрочнения ободов применяется поверхностное насыщение металла другими веществами гальваническим способом — анодирование. Поверхность анодированных алюминиевых ободов не светлая, а чёрная. Часто одна и та же модель обода предлагается производителем как в обычном, так и анодированном виде, которая стоит примерно на 10−20% дороже. Тормозные дорожки на современных ободах компании Mavic иногда покрываются керамическим слоем. Важно помнить, что для таких ободов требуется установка специальных колодок.

Прочное колесо можно собрать, используя, высококачественные спицы или спицы с увеличенным диаметром сечения. Cуть их применения — в возможности высокого предварительного натяжения спиц, когда полезная нагрузка распределена по спицам более равномерно.

Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих ободах в отверстие устанавливаются специальные пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке. В двухстенные обода устанавливаются как обычные пистоны на внешней стенке, так и двойные — проходящие насквозь через обе стенки.

Раньше для большинства велосипедов стандартное колесо состояло из 36 спиц. Большее количество встречалось редко(например, на старых английских велосипедах и на тандемах), а меньшее (32, 28, 24) — только на шоссейных велосипедах и велосипедах с маленькими колёсами. Сейчас, с появлением качественных прочных спиц и жёстких ободов, проблема обрыва спиц уже не столь актуальна. В связи с этим для современного горного велосипеда стандартом являются 32 спицы в колесе. В случае использования радиального спицевого набора, количество спиц может быть ещё меньше. При сборке колеса необходимо убедиться в соответствии количества отверстий под спицы в ободе и втулке.

Прочие тонкости

В последнее время иногда стали появляться обода со смещёнными рядами отверстий под спицы. Такие обода предназначены только для задних колёс многоскоростных велосипедов. Дело в том, что из-за применения в многоскоростных барабанных втулках кассет с большим количеством шестерёнок, приходится сдвигать правый фланец втулки ближе к её центру, и зонт спиц справа получается более плоским, чем слева. Чтобы этого достичь, правые спицы приходится натягивать намного сильнее, чем левые. Таким образом, либо спицы с правой стороны становятся сильно перетянутыми, либо с левой — недостаточно натянутыми. Для уменьшения данного дизбаланса применяются обода со смещёнными рядами отверстий для спиц на 2−3 мм влево.

Клапаны и ниппели

Существуют три типа ниппелей: автомобильный (Schrader), велосипедный (Woods) и спортивный (Presta). Диаметр клапана у автомобильного и велосипедного ниппелей заметно больше, чем у спортивного.

В настоящее время всё более широкое распространение приобретают спортивные ниппели Presta, и в связи с этим обода всё чаще делают именно под них. Для установки на такой обод камеры с обычным автомобильным ниппелем, отверстие необходимо рассверливать, хотя рекомендуется использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на велосипеде установлены высокопрофильные обода, то необходимо иметь запасные камеры с длинными клапанами.

В некоторых ободах спицы крепятся не на наружной стенке обода, а на внутренней, что приводит к необходимости применения спиц с длиными ниппелями.

Боковые стенки

Для облегчения ободов часто применяется утоньшение их боковых стенок, нагрузка на которые относительно невелика.

Применение мощных ободных тормозов (например, V-brake) часто приводит к тому, что боковые стенки в области тормозных дорожек быстро протираются тормозными колодками. Не редкостью стала необходимость смены обода всего за один-двасезона эксплуатации. Выходом из этой ситуации стало применение дисковых тормозов. Существуют обода, предназначенные для работы только с дисковыми тормозами. У таких ободов нет тормозных боковых дорожек и, соответственно, они не совместимы с ободными тормозными системами.

Флиппер

Специальная ободная лента из тонкой резины или прочного синтетического материала, предохраняющая камеру от острых краёв спицевых отверстий и возможных проколов ниппелем спицы. В принципе, можно заменить флиппер на обычную изоленту или вовсе обойтись без него. Но в случае поломки спицы флиппер удерживает её, не давая проколоть камеру и соответственно обеспечивает большую безопасность при эксплуатации велосипеда в экстремальных условиях.



Возврат к списку