Велопоход к Емурлинскому водопаду

14.05.2009

Испытав в предыдущие годы на себе все превратности погоды Первомая, в этом году мы решили открывать велотуристический сезон неделей позже, на длинный праздники Дня Победы. Команда, которая обещала быть маленькой, неожиданно для нас увеличилась до 20 человек, правда нужно сказать, что до 20 просто замечательных человек. Большинство мы знали по походам раньше, кто-то присоединился к нам впервые.

Дата начала похода 08.05.2009
Дата окончания похода 11.05.2009
Протяжённость маршрута, км 140
Страны Россия
Регионы Республика Алтай
Точки маршрута Усть-Сема, Черга, Актел, пер.940м, Камай, пер.1040м, Верх.Анос, Анос, Чепош, Манжерок, Рыбалка
Участники Алексей Домашец, Света Глушкова, Сергей Пирожков, Рудольф Миронов, Татьяна Прудникова, Юля Романова, Аня Баева, Диана Домашец, Роман Петухов, Сергей Паутов, Феликс Косырев, Макс Карпов, Саша Янцен, Сергей Бельский, Андрей Вагин, Володя Коновалов, Лена Солодовникова, Роман Зайковский, Дима Бушков, Саша Терёхин

Предисловие.

8 мая в 19:00 мы традиционно собрались на ж-д вокзале для разборки велосипедов и погрузки в большой и удобный автобус, с откидывающимися спинками, телевизором, и количеством мест превышающим количество велосипедистов. А что ещё нужно для счастья, если ехать предстоит в ночь ? Разобрали велосипеды и уложились мы настолько быстро, что было постоянное ощущение, что нас 10 человек, а не 20. И уже в 20:15 мы покинули Барнаул.

День первый.

Велопоход к Емурлинскому водопаду на 9 мая, отчёт о поездке, Горный Алтай, Республика Алтай, ВелотуризмОколо часа ночи мы приехали на нашу традиционную полянку рядом с Усть-Семой, поставили палатки, и мирно проспали до семи утра. А утром по мягкому тёплому солнышку неторопясь собрали велосипеды, приготовили завтрак, сделали общую фотографию перед стартом и около 9 утра тронулись в путь.
А путь наш лежал в сторону Черги. Машин на дорогах было мало, утро радовало прекрасной погодой, дорога – нескучным рельефом спусков и подъёмов. После Черги, проехав ещё немного, мы сворачиваем на отличную грунтовку, ведущую к посёлку Актел. Нужно сказать, что у меня постоянно слово «Актел» ассоциируется с алтайским телекомом. Давно бы им взять на заметку эту деревеньку в рекламных целях.
После Актела дорога радостно начала карабкаться в перевал, который оказался 940м. На вершине перевала красивейшие поляны, усеянные весенними цветами, верандочка с лавочками, открываются виды на окрестные горы, с которых ещё не сошёл снег.
Немного спускаемся до речки и встаём на обед. Пообедав борщиком отправляемся дальше.
Вскоре дорога спускается до посёлка Камай, откуда начинается основная авантюра нашего похода. Дороги, которой мы предполагали проехать и которая обозначена на картах, в природе нет – точнее что-то есть, но ей не ездят даже трактора, отправляясь в Верх.Анос другой объездной дорогой в полтора раза длиннее, да ещё и не проходящей мимо нашего Емурлинского водопада, который очень хотелось посетить.
Мы устроили небольшое общее совещание, и конечно же решили ехать несуществующей дорогой. Вначале шла довольно неплохая грунтовка по полям до зимника, стоящего на речке Емурла. В зимнике мы уточняем направление движение. Молодой алтаец говорит, что вдоль реки только тропа – и ходят только кони, потому что там болота и велосипеды не провести. Плюс по дороге маральник, который надо обходить.
А наша мифическая дорога отходит от реки, огибает маральник с другой стороны, забирается на хребет и идёт по нему до самого перевала с Емурлы в Верх.Анос. Отправляемся по мифической дороге. Ехать приходится недолго. Вскоре уклон становится слишком крутым, чтобы вкручивать по заросшим колеям, и мы спешиваемся.
Вскоре дорога загибает круто вверх и теряется, и мы сходим на более пологую конную тропу. Тропой этой ходил в этом году максимум один конь. В одной стороны это нам на руку, потому как почва не взрыхлённая, и подсохшая – не прилипает на колёса. Однако и её мы вскоре теряем и начинаем идти просто по направлению вдоль реки. Идти правда не очень просто, так как уклоны вверх и вниз достаточно крутые, а брёвна поперёк пути движения придают дополнительную экзотику процессу. Зато места вокруг волшебные, дикие. Около 17:00 спускаемся на красивые поляны у Емурлы и встаём на ночлег. Мужчины уходят на другую сторону реки за дровами и брёвнами для обустройства стоянки. Алексей находит на другой стороне набитую конную тропу.
Вечер проходит в знакомстве группы, в «зажигании» Рудольфа и Сергея Пирожкова на гитарах, и просто в душевной и радостной обстановке. Синяки на ногах от педалей забываются, остаётся радость от того, что мы просто находимся здесь и сейчас.

День второй.

Велопоход к Емурлинскому водопаду на 9 мая, отчёт о поездке, Горный Алтай, Республика Алтай, ВелотуризмС утра после вкусного завтрака, приготовленного Юлей, мы перекидываем несколько брёвен через реку, и переходим на другую сторону к нашей тропе. Тропа идёт достаточно полого вверх по реке, кое-где проходя по болотинам, бродя речку, наконец также полого выходит на вершину перевала. Вершина пологая, густо заросшая цветами. Справа по ходу движения, куда ушла Емурла, виднеется заснеженная гора Крестовая, у подножья которой находится наш Емурлинский водопад.
На вершине перевала проводим небольшое совещание, суть которого сводится к тому, чтобы сделать пешую радиалку к водопаду отсюда с вершины, и отменить третий перевал маршрута, так как он тоже «пешеходный», выехав по Чуйскому тракту. Единогласно принимаем этот вариант.
Собирались мы на вершине долго, так как ещё внизу ушёл по неверной тропе Володя Коновалов, и ребята-замыкающие, на дождавшись его принялись искать и «аукать», а тот в итоге обогнав их сбоку вышел на перевал раньше.
В итоге к 11:15 мы все собрались на вершине и отправились к водопаду. К нему ведёт очень широкая конная тропа в несколько рядов, изрядно избитая и изрытая копытами. До водопада около 3км, которые мы пробегаем за 40 минут.
Водопад высокий и красивый, стекает по скалам, поросшим мхами. Вода холодная и вкусная. Общее фотографирование, отдых и обратно.

С перевала спускаемся по «почти дороге», то уходящей в болотинки, то пропадающей совсем. В итоге выходим в поля, откуда уже виднеется Верх.Анос. Перебредя речку Анос вываливаем на отличную грунтовку, рядом с которой в травке греются три милых порося.
По дороге спускаемся ещё немного до подходящих полянок и встаём на обед.
Ввиду постоянно идущего вниз рельефа, Сергей П. предлагает немного отметить взятие нашего перевала, пока варится супчик. Итогом этого стало дуэтное исполнение Рудольфом и Сергеем песни «33 коровы», в джазовой обработке на двухголосье. Пожалуй, это стало самым ярким впечатлением похода, такой шедевр группа запомнит надолго!

Велопоход к Емурлинскому водопаду на 9 мая, отчёт о поездке, Горный Алтай, Республика Алтай, ВелотуризмПосле обеда продолжаем спуск по нашей грунтовке-гравийке. На спуске случается небольшая неприятность – идущая навтречу нам «копейка» с пьяными взрослыми и непьяными детьми, переворачивается в кювет, ребетёнок получает травму. И мы, спустившись в Анос, просим чтоб вызвали машину, забрать пострадавшего в больницу.

В Аносе, деревне где жил и трудился знаменитый алтайский художник Ч.Гуркин, мы переходим по подвесному мосту Катунь и оказываемся на Чемальском тракте. Отсюда по асфальту скатываемся до п.Чепош, перед которым встаём на живописных полянах на берегу Катуни, закрытые от чужих глаз. Светит яркое солнышко. Поэтому мы отправляемся купаться, а потом как всегда ужин, костёр, «зелёный крокодил» и спать.

День третий.

Сегодня к обеду нам нужно оказаться в п.Рыбалка, откуда нас заберёт автобус. Неторопясь завтракаем, собираемся, последнее групповое фото на память и мы выезжаем на дорогу. С небольшими остановками, чтобы собраться группе, ровно к 12:00 мы доезжаем до нашего автобуса, пакуемся, готовим уху, и выезжаем домой. В 18:00 мы в Барнауле.

Итог похода – пройдено 140км, взято два перевала, один из которых по грунтовой дороге, второй – по конной тропе. Посещён ещё один уголок Горного Алтая, где мы не бывали раньше!