Велопоход по киргизскому Тянь-Шаню 2008

13.11.2008
Велопоход по киргизскому Тянь-Шаню 2008

Киргизия - очень интересная самобытная страна, пригодная для велопоходов всех категорий сложности. Красивейшая природа, дешевизна продуктов и услуг и, конечно, гостеприимство и приветливость местного населения. Причем, чем дальше от цивилизации, тем лучше отношение людей к туристам. В деревнях местные часто принимали нас за иностранцев и кричали "Hello!".

Дата начала похода 18.08.2008
Дата окончания похода 26.08.2008
Протяжённость маршрута, км 657
Страны Киргизия
Регионы Центральная Киргизия, Иссык-Куль
Точки маршрута Бишкек, Кант, Юрьевка, р.Кёгёты, пер.Кёгёты, р.Восточный Каракол, пер.Каракол, 8 Марта, р.Кёкёмерен, Чаек, пер.Чильбель, оз.Сон-Кёль, пер.Калмак-Ашуу, р.Тюлек, Сарыбулак, Кочкорка, оз.Иссык-Куль
Участники Видяков Евгений, Паутов Сергей, Домрачев Алексей, Шишкин Илья

 

Карта велопохода по киргизскому Тянь-Шаню 2008

День: - 2
15 августа 2008 г.
поезд

С утра приезжаю на работу с упакованным велом и рюкзаком. Выгружаю все это в офисе. Настроение нерабочее. Интересующимся объясняю, что на первом мешке (вел в чехле Пик-99) я поеду, а второй (рюкзак Пик-85 л.) погружу на первый. Все думают, что я шучу.
В начале пятого гружу все это в джип директора, который любезно согласился меня довести до вокзала. В 16-51 по Новосибирску поезд трогается, соседи по плацкарту озабочены тем, чтобы мой велик не упал с третьей полки им на головы. Велик положен поперек сразу на две полки, поэтому упасть в принципе не может, поэтому все успокаиваются. В этом плацкарт даже удобнее купе, потому что четыре вела без проблем размещаются на верхних полках.
На Сеятеле помогаю затащить Женю, в Бердске мы с Женей затаскиваем Алексея (который подъехал своим ходом, когда поезд уже стоял!), а в Барнауле все дружно грузим Сергея. Мы с Алексеем в Барнауле даже немного гуляем по городу, поезд стоит 1 час.

День: - 1
16 августа 2008 г.
поезд

Едем в поезде. Проигрался в преферанс Алексею. Голова раскалывается от стука колес. В ухо дует ветер, так как мое место на верхней полке по ходу движения поезда. Ноги не вытянуть, потому что полка рассчитана явно на китайцев. Проклял все, больше меня в плацкарт не затащишь.
Когда заполняли миграционные карты, я в графе "цель прибытия" поставил "туризм". Ребята, по совету таможенника, ничего не поставили. Завтра им это припомнится :) !

День: 0
17 августа 2008 г.
Алматы - Бишкек

Виды по трассе Алма-Ата - Бишкек8-00. Приезжаем в Алма-Ату, выгружаемся на перрон и, протащившись с велами через вокзал, выходим на привокзальную площадь. Начали торговаться с водителями микроавтобусов по поводу доставки в Бишкек. Сразу нашелся таксист, который готов был отвезти нас в Бишкек за "символические" (с его точки зрения) деньги - 4000 рублей. Сергей начал с ним торговаться, но тут к нам пришло осознание того, что его машина не совсем подходит для перевозки наших драгоценных велосипедов, на которых нам еще ехать и ехать. Хотя таксист утверждает, что буквально недавно возил пятерых велосипедистов и их байки.
Поехали на автовокзал. Причем думали, что едем за 1000 тенге (200 руб.), а оказалось, что за 1000 руб. (5000 тенге). Это была первая разводка в нашем путешествии.
На автовокзале договариваемся с водителем Мицубиси Delica за 2400 руб. Водитель оказался бывшим спортсменом-велогонщиком, русский. Вообще, договариваться лучше с русскими водителями, они не обманывают. Ехали аккуратно, на посту местного ГАИ нас остановили, проверили документы, и, узнав, что у ребят не заполнена графа "цель прибытия" (см. день -1), забрали паспорта и стали требовать взятку. Благодаря вмешательству нашего водителя, сумма взятки была снижена с 3000 руб. до 600 руб. (со всех). Пришлось отдать.
 

11-20. Пост на границе Казахстана с Киргизией проходим без приключений.
Казахские пограничники внимательно на тебя смотрят, проверяют документы, и, после этого, пропускают. Киргизские пограничники, зная, что до них казахи все внимательно проверили, даже не смотрят на тебя, пропускают сразу. И действительно, зачем лишнюю работу делать.
В обед были уже в Бишкеке, квартиру, о которой Женя договорился еще из Новосибирска, нашли без проблем. За квартиру отдаем 700 сом (490 руб.) за сутки, грузим туда все свое барахло, и отправляемся обедать, менять наши "деревянные" на местную валюту с изображенными седовласыми мудрецами в чалмах, закупать газовые баллоны и недостающие продукты.
В магазине RedFox покупаем 10 баллонов с газом по 200 сом (140 руб.). Четыре из них мы не использовали, и оставили на обратном пути в Бишкеке. После - обедаем и закупаемся продуктами (из Новосибирска везли только тушенку). Пока все занимались ерундой (покупали продукты), я купил бутылку семи!!!звездочного коньяка за 240 сом (168 руб.) местного разлива. Конечно, семь звезд - это перебор, но за свои деньги он себя отработал :).
Вечером покупаем арбуз, а также пробуем местные молочные напитки "Шоро" и "Тан", которые здесь продаются на каждом углу. "Шоро" напоминает какой-то разведенный с кумысом сухой квас - и как-то нас не впечатлил, а вот "Тан" понравился - что-то типа кумыс и минералка в одном флаконе. О кумысе стоит рассказать отдельно. На самом деле правильно произносится - кымыз. Настоящий кыргызский кымыз - это сказка. И это не просто кобылье молоко. Его разливают по специальным кожаным бурдюкам и некоторое время настаивают. Получается вкусный кисловатый напиток, отлично утоляющий жажду и восстанавливающий силы. Единственно, с чем придется смириться - с революционной деятельностью желудочно-кишечного тракта в первые дни потребления продукта. За время велопохода мы настолько пристрастились к кумысу, что у нас часто ходили шутки, о его наркотическом воздействии на наши организмы. Причем заметили, что в разных долинах кумыс разный. В долине Каракола был слегка кисловатый, а на озере Сон-Кель немного даже сладкий. Кстати, мы не заметили в нем алкоголя. Говорят, алкогольным напитком он становится осенью, когда его хорошенько выдержат.

  
День первый
18 августа 2008 г.
Бишкек-Кант-Фриденфельд-Юрьевка-ущелье Кёгёты

7-00 Подъем.
Утром в 5 часов нас разбудил голос муэдзина - начинался утренний намаз. Но так как мы не мусульмане, а самые что ни на есть сибирские парни, то мы смело провалялись до 7 часов. Быстро завтракаем (я готовлю яичницу), в 9-00, сдав ключи хозяйке, выезжаем. Женя забывает в квартире карманный термометр, и это дает нам повод в походе периодически у него интересоваться, "а сколько сейчас градусов?", что веселит всех (кроме Жени).Улицы Бишкека
 
Поездка по Бишкеку , утром, в понедельник, в час пик, на ВЕЛОСИПЕДЕ - это что-то. Это был единственный и последний раз, когда мы ездили по Бишкеку на велах. Культуры вождения у местных водителей нет в принципе. Я сделал вывод, что у них звуковой сигнал даёт право проезда на любой манёвр, включая проезд на красный свет светофора. Единственное, почему нас не давят - просто мы очень колоритно выглядим.
По большому проспекту Чуи едем на восток, там сворачиваем на идущий параллельно проспект Победы. На выезде из города делаем небольшую остановку. Я покупаю газировку у автомата с газводой (который обслуживает специальная девушка), Сергей ремонтирует свои часы в мастерской за 10 сом, Алексей докупает батареек для GPS.
Наконец выехали из города на трассу, ведущую в Кант. Трасса хорошая, но шумная, много машин. Сергей сразу взял хороший темп и идет чуть впереди, периодически останавливаясь и всех поджидая. Я, Женя и Алексей идем позади, я, в основном, в хвосте колонны.
  
Часа за 2 долетаем до Канта и сверачиваем в нём направо в сторону Юрьевки. Теперь мы начинаем приближаться к горам Киргизского хребта, а конкретно к нашему первому и самому сложному перевалу - Кёгёты. Сильный ветер дует в спину, что очень радует. При таком попутном ветре даже не замечаем набора высоты, а он идет постоянный.
  
Дорога - средней паршивости асфальт, но иногда встречаются отрезки с отличным качественным покрытием. В общем катится довольно легко. Тепло, настроение мегапозитивное. Доезжаем до пос.Интернациональное - отдыхаем, фотаемся рядом с огромным арыком, затем до пос.Красный Восток. Посёлки в этом месте идут один за другим и иногда непонятно - то ли ты выехал из предыдущего, то ли еще в нём находишься.
12-40. Останавливаемся на обед за селом Юрьевка в летней чайхане. Тут же покупаем по 50 сом (35 руб.) две бутылки айрана, выпиваем их за обедом. После обеда отдыхаем в яблоневой роще неподалеку. Яблоки уже собрали, на ветках висят всего несколько штук.
   
Обед в чайхане14-50. Выдвинулись дальше.
Не доезжая до села Кегеты, уходим направо и педалим вверх по ущелью вдоль правого берега реки. Погода портится, в ущелье вообще мрак, начинает моросить дождик. Навстречу попадается группа иностранных туристов на конях. Причем, со всеми участниками нашей группы они поздоровались на разных языках: французском, английском и русском.
Так как время было уже позднее, то по пути стали искать хорошее место для ночлега.
Проезжаем какие-то дачи, где Сергей будит деда, который в киоске продает всякую всячину. Дед спросонья продает нам пиво и лепешки и мы уезжаем искать ночлег. Хотели встать в заброшенном пионерском лагере на правой стороне реки, но там заломили слишком высокую цену и мы, отъехав немного и перебравшись по мосту на правый берег, встаем на ночлег в чудесной роще с чистым ручьем.
  
18-30. Стоянка.
Дождик перестает моросить и мы быстро ставим палатки, и готовим ужин. На ужин у нас сегодня отличная гречневая каша с тушёнкой - лучшее средство, чтобы набраться сил перед завтрашним днём. А он, судя по карте высот, обещал быть самым сложным за весь поход.
Готовим на газовых горелках, но еще и разжигаем костер - ну а как без костра? К нам подъехал местный дед на лошади, поинтересовался про нас - кто такие, откуда - и затем уехал. Вообще-то это было традицией, всегда на стоянке кто-то подъезжает, что-то спрашивает и уезжает по своим делам. Местное гостеприимство. Кстати - это совсем не напрягает, все люди в горах очень вежливые и гостеприимные.Стоянка
  
стоянка выбираем кострового
Сразу после ужина пошел дождь, и мы разбредаемся по палаткам спать. А ночью небо прояснилось, и я проснулся от того, что в палатке стало светло. Я вылез - стояла такая ЛУНА! Лесок, в котором мы остановились, в свете этой луны был как волшебный - причудливые тени деревьев в этом холодном свете луны переплетались как только могли. Такое ощущение, что стоишь посредине огромной черно-белой фотографии. И еще была лошадь, которая паслась неподалеку и громко всхрапывала. А фотоаппарат эту красоту не осилил, за что и был выключен до утра.

Итог: дистанция за день - 82,61 км
ходовое время - 4-44 часа
ночевка на высоте 1600 метров.

День второй
19 августа 2008 г.
подъем по ущелью Кёгёты

6-00. Подъем.
Решили встать в 6-30, чтобы успеть за день пройти перевал, но долго прособирались, и в итоге выехали в 9 часов. На завтрак Сергей готовит очень вкусную кашу, используя сухое молоко, которое мы купили в Бишкеке. Готовим сразу на двух горелках, на одной - еда, на другой - чай. Перед выездом подошёл местный киргиз, поговорили немного. Рассказал, что в советское время на перевал была относительно нормальная грунтовая дорога, но после того как сошло несколько селей, её закрыли. В советское время в таких случаях дорогу расчищали от камней, а сейчас до неё никому нет дела. Вообще старшее поколение киргизов с ностальгией вспоминает советскую власть.
 
Намека на вчерашние тучи и дождь нет и в помине, небо ясное, а значит и днем будет тепло. Вообще, нам с погодой везло. Много раз было, когда мы убегали от дождя, и , казалось, он нас настигнет, но не настигал ни разу.
Водопад9-00. Выдвигаемся.
По плану сегодня мы должны были перевалить Кёгёты. О планах пришлось вскоре забыть, так как большая часть пути была завалена камнями, и к вечеру к перевалу мы только-только подошли. Выехали тепло одетые, но, проехав совсем немного - переодеваемся. Снимаем штаны и куртки и дальше едем в шортах и майках. Постоянный, довольно крутой подъем и жаркое солнце предполагает езду в легкой одежде.
Проезжаем водопад, около которого фотографируемся и набираем воды. Водопад красивый, в 2004 велогруппа из Украины даже купалась под ним, но мы экономим время и рассчитываем все-таки успеть зайти на перевал.
Дорога пошла каменистая, сильно забирает вверх, да так что иногда приходится слазить с байка и катить (читай - тащить) его рядом.
   
Выше встречаем телевизионщиков, снимающих какой-то фильм, а еще выше нам попадается пара велобайкеров из Дойчляндии - парень с девушкой. На ломаном английском выяснили, что путешествуют они уже давно - приехали на велах прям из Германии и долго колесили по Киргизии. А сейчас направляются в Бишкек, откуда вылетают в Питер - и своим ходом через Финляндию и Швецию едут домой. Вообще, велосипеды иностранцев производят странное впечатление: спереди и сзади обвешаны рюкзаками, сами какие-то допотопные, вроде переделанных дорожных, колеса узкие. Как на них можно месяцами колесить по миру - непонятно. Зато оптимизма в глазах - как будто вчера выехали! Вместо карт у них - что-то в масштабе глобуса - и ведь едут, не зная ни языка, ни местности. Позже мы встречали другую пару велотуристов уже перед Кочкоркой, тоже немцы, так те ехали по карте Средней Азии, где из Киргизии был показан только Бишкек и Иссык-Куль! Великая вещь - дух авантюризма!
  
Рассказали, что они не рискнули на перевал Кёгёты поехать на велах, а ходили пешком, и что там нас ожидают 4 брода и охрененный набор высоты. Ну про охрененный набор высоты мы видим и по GPS-у. Ничего - прорвёмся! Пофотались, обменялись электрическими адресами и попедалили дальше.
Дорога закончилась там, где ущелье раздваивается на 2 части. Нам надо было идти по левой стороне, но мы двинули правее и метров через 100 оказались на какой-то турбазе. Пришлось повернуть обратно и пойти по левой части ущелья, где пошла еле видимая тропа через прижимы, курумники. Сразу после раздвоения ущелья образовался первый брод.
Перебравшись вброд на другой берег реки, поднимаемся вверх, большей частью толкая байки. Ехать удается крайне редко.
  
Немцы не обманули - действительно 4 раза пришлось бродить ледяную речку. Времени здесь потеряли довольно много, так как ходьба с нагруженным велосипедом по камням под палящим солнцем нас уже немного утомила, да и проголодались.
Перебравшись обратно на левый берег вброд, встаем на обед.
  
14-00 Обед.
пройдено - 13, 56 км
ходовое время - 2-06 ч.
высота - 2393 м.
Только разложились на обед, как подъехали два киргиза-чабана на лошадях (один из них был еще и с загипсованной ногой. Как он в таком виде умудрялся держаться ровно в седле, мне и сейчас непонятно). Они так обрадовались встрече с нами, что тут же выпили бутылку водки на двоих, за которой, собственно, и ездили. Узнав о наших планах, сказали нам, что на перевал мы сегодня подняться не успеем, и приглашают заночевать у них в юрте. Мы вежливо отказались, так как ночевать с пьяными в хлам киргизами посчитали нецелесообразным. Выпив водку, они начали садится на коней, и если у одного это получилось сразу, то второй растянул это удовольствие минут на десять, периодически падая и матеря коня. Наконец он взобрался на коня, и тут выяснилось, что пока он на него залезал, то потерял свою плетку. Стараясь не допустить, чтобы он опять слез с коня, мы вчетвером дружно кинулись искать эту плетку, а найдя ее, торжественно вручили киргизу и те уехали вверх по ущелью. Вечером мы еще с ними встретимся.
15-00. Быстро отобедав бутербродами, двигаем дальше.Брод
Проехав совсем немного, попадаем опять на курумник. Причем камнями завалено все ущелье, с обоих берегов, и выше, насколько хватает глаз. Тащим велы по камням, переходим вброд опять на правый берег, там опять тащим по камням. Наконец-то появляется широкая тропа, с кое-где сохранившимися дорожными столбиками по краям, по которой можно хоть как-то ехать. Часть группы едет, часть идет, толкая байки. Я еду, это получается делать со скоростью 4-5 км./час, а идти больше 3 км/час не выходит. Поэтому я несколько отрываюсь вперед, и даже обгоняю стадо баранов.
  
Зато впереди красивые снежные вершины, справа петляет живописная речка Кёгёты, большими стадами пасутся овцы на склонах, издалека казавшиеся медленно движущимися пятнами. Но красота окружающих ландшафтов стала нарастать прямо пропорционально нашей усталости и обратно пропорционально нашей уверенности пройти сегодня перевал. До него было еще около 3-4 часов, и нам что-то не улыбалось в темноте спускаться по каменистому склону лишь при свете налобных фонариков. Решаем остановиться на высоте ~3000 км и успеть перевалить завтра до 12 часов, чтобы не выбиваться из графика.
18.30. Стоянка.
На ночлег выбираем поляну между дорогой и рекой, немного не доезжая до серпантина, который ведет на перевал.
Пока готовим лапшу с тушёнкой, подъехал тот самый киргиз на коне, пьяный сильно, но в седле держится молодцом. Женя просит его привезти нам молока от чабанов, которые стояли выше. Не знаю, зачем Женя это сделал, но киргиз за молоком поехал, правда, не вернулся.
 
Как только село солнце, стало ужасно холодно. Надеваем на себя все вещи, я напялил поверх термобелья аж двое штанов и всю верхнюю одежду, которая была. Ночью я об этом не жалел. Предложил выпить для сугрева коньяку, но все сказали, что сегодня мы коньяка недостойны, так как не взяли перевал. Я и не спорил.
Перед сном понаблюдали за хаотичными перемещениями овцевых пятен по горным склонам и поползли в палатку набираться сил перед завтрашним подъемом на перевал.
Байки, по традиции, ставим все вместе у палаток и сцепляем тросом с замком. Так мы делали в каждую ночевку, и, надо сказать, на них ни разу никто не покушался.

Итог: дистанция за день - 21,10 км
ходовое время - 3-44 часа
ночевка на высоте 3000 метров.

День третий
20 августа 2008 г.
перевал Кёгёты-р.Южный Кёгёты-р.Восточный Каракол

Вид вниз6-00. Подъем.
Раннее утро, спать хочется, холодно. Выпала моя очередь готовить, и я варю суп из пакетиков с добавлением каких-то консервов. Суп получается жидким и невкусным, и я втайне надеюсь, что от последующих готовок меня освободят. Не освободили. Пока завтракаем, к нам на поляну приходят кони и с любопытством нас рассматривают.
 
8-30. Выезжаем.
Сразу становится понятно, что придется попотеть. Если сначала еще можно было ехать по серпантину, то ближе к седловине перевала и идти-то тяжело. Последние несколько витков серпантина оказались засыпаны камнями, и приходилось байки по ним тащить. У Алексея начинается горная болезнь, и он заметно отстает. Облегчаем ему рюкзак, и дальше двигаемся практически без разрыва между участниками. Сергей, как всегда, впереди, задает темп.
   
Два киргиза-чабана, сидя у дороги где-то на середине перевала, с довольным видом смотрят, как мы упираемся. Они на конях этот перевал и за перевал-то, наверное, не считают.
  
Подъем к самой седловине перевала по очень узкому каменистому прижиму забирает у нас последние силы. Но вот она и долгожданная вершина! Ей было, чем нас встретить - холодный ветер, снежники, вкупе с обалденными видами с обеих сторон. И теперь сверху даже наша тропа, похожая на огромного удава причудливыми кольцами обвившего склоны, не кажется такой уж сложной.
   
Женька сбегал к туру за запиской - оказалось, что за 1,5 недели до нас здесь проходила группа велотуристов из Екатеринбурга под руководством Игоря Ямангулова, известного нам по велоотчетам с конкурса "ВелоПуть". Оставляем взамен неё свою записку, где пишем свои данные.
   
   
12-40. Седловина перевала Кегеты.
пройдено - 10,52 км.
ходовое время - 2,34 час.
высота - 3779 м.
Спуск с перевала оказался тоже не из лёгких - очень крутой по сплошным камням, среди которых изредка просматривается тропа. Представили, как мы бы здесь спускались в темноте, если бы вчера пошли до упора, и содрогнулись. Вдали внизу маняще блестел ручей, и нам хочется добраться до него побыстрее, так как к этому моменту у всех почти закончилась вода. В общем, часа полтора прыгания по камням с рюкзаком за плечами и велосипедом в руках, и мы, наконец, добираемся до заветного ручейка.
   
Останавливаемся слегка передохнуть у истока реки Южный Кегеты. Мост разрушен, но брод на правую сторону очень простой.
Отдохнув, продолжаем спуск, и, через несколько минут верхом на велосипедах, пересекаем реку уже на левый берег. Мост был целый, и дальше мы продолжаем спуск большей частью верхом, изредка спешиваясь, когда камней на дороге становится слишком много. Женька немного отстает - конструкция рюкзака-велоштанов оказалась несколько неудачной, рюкзак был высокий и узкий, и поэтому постоянно съезжал то вбок, то назад. На следующее утро мы решили эту проблему с помощью эспандерной резинки.
Вскоре спускаемся снова к ручью, находим хорошее место для обеда и, попив чаю с печенюшками и бутерами, разваливаемся на карематах прямо посреди тропы.
  
16-30. Обед.
пройдено - 18,00 км
ходовое время - 3,58 час.
высота - 3023 м.
Через полтора часа выезжаем на гравийную дорогу, по которой уже несемся на совсем нескромной скорости к реке Восточный Каракол. По этой дороге выезжаем к пересечению с широкой дорогой, поехав по которой налево можно выехать в Кочкорку. У нас Кочкорка тоже по пути, только по другой дороге, через несколько дней. Туда мы должны попасть, сделав большой крюк через село Чаек и озеро Сонг-Кёль. Поэтому мы смело поворачиваем направо и педалим по красивейшей долине реки Восточный Каракол. Дорога проходит по её левому берегу, но напротив тоже есть накатанная дорожка, которая, как потом выяснилось, также ведёт на наш завтрашний перевал Каракол.
  
Все чаще стали попадаться большие киргизские юрты, но все они были с левой стороны реки. А у нас кончился хлеб и уже началась кумысная ломка :) И еще Женька начал постоянно заводить разговоры о том, что в Караколе всяко должна быть рыба и неплохо было бы разжиться вяленой рыбкой у местных киргизов.
У меня начинает люфтить передняя втулка, просто затягиваем ее посильнее и больше я о ней не вспоминаю.
В общем время подходит к позднему вечеру, а мы никак не можем найти место для стоянки. Да и как его найдешь - слева от дороги сразу обрыв к реке, а справа начинается склон. И еще нужен ручей, чтобы набрать воды для ужина. Но вскоре наши молитвы были услышаны и мы находим чудное место чуть вдалеке от дороги - на небольшом холме рядом с ручьем. Вся долина - как на ладони.
19-00. Стоянка.
Устроившись, пошли с Сергеем в юрту неподалеку, с целью купить кумыса. Нас усадили за стол, накормили кумысом, сметаной, лепешками и налили две полуторалитровые бутылки кумыса. За все это берут около двадцати рублей, и то, если бы мы не предложили заплатить, нам бы и не напомнили.
Возвращаемся обратно, сытые и довольные, что на голодных товарищей производит не очень хорошее впечатление, которое мы, впрочем, сглаживаем, отдав им кумыс.
Когда пришли, Лёха кашеварил уже по полной программе. Поужинав, смотрим, как в сгущающейся тьме нас окружает стадо лошадей, спустившееся с горы. Чего им от нас надо мы так и не поняли, и решили пойти спать.
  
Женя слегка простыл, и я достаю ему коньяку. Сам, естественно, тоже не побрезговал.
Ужинаем, ложимся спать. Ребята всю ночь слушают Red Hot Chili Peppers, который Сергей забыл выключить в плеере, думая, что он доносится из моей палатки. А я спал, и ничего этого не знал.

Итог: дистанция за день - 28,19 км
ходовое время - 4-52 часа
ночевка на высоте 2935 метров.

День четвертый
21 августа 2008 г.
р.Восточный Каракол-перевал Каракол-р.Западный Каракол

6-00. Подъем.
Встав в гордом одиночестве, я час гуляю по окрестностям. Жду, когда солнце подойдет к нашим палаткам, и станет тепло. Метров за десять до палаток солнце зашло за тучу, и к палаткам так и не подобралось.
7-00. Встали остальные. Женька приготовил вкусную молочную лапшу, за что и был вознаграждён. С помощью зелёного эспандера и какой-то матери придумываем, как надёжно закреплять его рюкзак, чтобы он не сваливался, а вёл себя прилично, как подобает хорошему солидному рюкзаку.
9-30. Ну что ж поели, пора и выдвигаться. Впереди второй наш перевал - Каракол, до вершины которого нам нужно набрать сущие пустяки - 400 метров. Да еще и по гравийной дороге.. Перед отъездом приезжает поздороваться киргиз, у которого мы вчера гостили с Сергеем.
Выехав, почти сразу сильно растянулись. Женька довольный тем, что у него теперь не сваливается рюкзак, педалит на всех парах. Сергей тоже впереди, а мы с Лёхой сначала немного отстаем, но к подъему на перевал силы выравниваются и забираемся на него уже все вместе. Дорога резко пошла вверх и ехать на неё можно со скоростью не выше 5 кмч на передаче 1-1 или 1-2. В таком случае можно пройтись пешком, так как можно еще поглазеть по сторонам и пофотать. А пофотать было чего - постепенно перед нами открывается красивейший вид долины реки Восточный Каракол.
   
У моста перед перевалом
Так, петляя по серпантину, вьющемуся по правому склону горы, постепенно забираемся на вершину перевала Каракол.
11-30 Седловина перевала Каракол
пройдено - 12,31 км
ходовое время - 1,31 час.
высота - 3472 м.
Снега и ледников тут не было, поэтому мы тут же разваливаемся отдыхать и писать записку, взамен снятой с тура. На этот раз перед нами прошла группа бишкекских пеших туристов (буквально за несколько дней до нас), которые в свою очередь сняли записку тех самых свердловских велотуристов, чью записку мы забрали на Кёгёты.
Виды с перевала - потрясающие. Снежные вершины - как на картинках. Внизу - долина реки Западный Каракол.
   
Готовимся к спуску, проверяем байки. Спускаться будем полтора дня, до пересечения рек Кекемерен и Джумгол. Вот оно счастье :).
Спускаемся. Дорога довольно неплохая, едем быстро, только успевай тормозить. Доезжаем до широкого ручья, но проехать по нему на байке не получилось. Решаем разуться и перебродить. К нам подъезжают на одной лошади два киргизских мальчика лет 5 и на русско-киргизско-непонятном говорят нам, что их родители позвали нас в гости в юрту, которая была неподалеку. Вежливо отказываемся, так как уже отдохнули на перевале, и следующую стоянку планируем позже.
   
Дальше несемся по долине вниз. С одной, стороны вокруг так красиво, что хочется насладиться видами, с другой, чуть отвлечешься, так прощелкаешь какой-нибудь камень. Работать приходится больше кистями рук, чем ногами, но мы не ропщем.
Небольшой табун коней решил составить нам компанию, и долгое время несется между мной и Женей, я даже на ходу успеваю это сфотографировать.
  
Проезжаем еще часа два и останавливаемся на обед возле дороги.
13-45 встаем на обед.
пройдено - 38,00 км.
ходовое время - 2,57 час.
высота - 2711 м.Вид с перевала
После обеда традиционно откидываемся на карематах - тихий час. Но вздремнуть нам не удалось, начал накрапывать мелкий дождик. Пришлось выезжать..
Снова часто стали попадаться киргизские юрты - и мы решаем затариться кумысом, рыбой и лепёшками. По пути заезжаем в стоящую у дороги юрту, нас там угощают мясом, лепешками и кумысом. Налили также две бутылки кумыса и дали две лепёшки и десяток копчёных османчиков - небольшая рыбка, водящаяся в Караколе. За это мы отдаем 105 сом (73 руб.), а также Алексей дал хозяину прокатиться на своём велосипеде. Что бы не упасть, хозяин стоит одной ногой на переднем переключателе! К счастью, переключатель достойно выдержал испытание.
   

19-30. Стоянка.
На ночлег останавливаемся возле ручья, в 200 метрах от дороги. Замутили (для разнообразия) картофельное пюре из концентратов. Конечно это не то пюре, которое можно сделать дома из натуральной картошки, но с тушёнкой есть можно. Пробуем также купленных копчёных османчиков - очень вкусно.
Вода в речке довольно теплая, и я даже слегка искупался, тем более что пока искали стоянку, умудрился залезть обеими ногами в болото неподалеку.

Итог: дистанция за день - 86,52 км
ходовое время - 5-40 часа
ночевка на высоте 2175 метров.

День пятый
22 августа 2008 г.
р.Каракол-с.Кожомкул (8 Марта)-ущелье р.Кекемерен-с.Кызылой-с.Арал-р.Джумгол-с.Чаек-с.Каирма-с.Акчий

ущелье Кёкёмерен7-30. Подъем.
Завтракаем супом и доедаем рыбу.
9-40. Выезжаем.
Вскоре проезжаем каменные ворота, за которыми находится новая долина и село 8 Марта, которое теперь называется Кожомкул. Каменные ворота - это место, где долина сужается практически до ширины русла реки.
    
В Кожомкуле заходим в магазин, покупаем питье, кое-что для перекуса. Здесь же делаем первые звонки домой, так как это первое место в нашем походе, где есть сотовая связь. На выезде из села стоит экспонат, в виде полуразвалившегося дома под деревянным навесом с памятной табличкой. Текст таблички повествует о знаменитом богатыре Кожомкуле, который как-то принес камень весом 690 кг. на могилу своего друга. Камень находится рядом, подтверждая эту легенду.
  
После отдыха выезжаем из села и катим по офигенному спуску в потрясающее по красоте ущелье реки Кёкёмерен, несущейся бурным бирюзовым потоком на юг в сторону хребтов Суусамыртау и Сарыкамыш. Уклон отличный, машин практически нет, но покрытие дороги представляет из себя хорошую такую стиральную доску, с вязкими песчаными краями.
По пути у меня спустило заднее колесо (разошлась камера). Это первая перебортовка в нашем походе.
После пит-стопа быстро доезжаем до села Кызылой (как же любят киргизы эту букву "Ы"). Здесь в селе хотели найти какую-нибудь чайхану или кафешку, но обломались. Перекусили пока шоколадками и айраном. Местная ребятня кружит среди нас на своих великах, и даже провожает за село.
    
Проезжаем каменного барана-архара, возле которого местные режут настоящего. Специально, наверное, в это место ехали. Опять нас угощают кумысом, и мы едем дальше.
Окружающие пейзажи все красивее и красивее. Ущелье становится похожим на знаменитый Чарынский каньон - такие же красные скалы и редкая растительность.
   
Надеемся перекусить в Арале, но общепита там нет. Так как голод не тетка, решаем поесть в Чаеке, а пока просто подкрепиться на берегу реки Джумгол. Сразу за Аралом съезжаем к реке, где пьем чай и едим консервы. А заодно и купаемся в реке, так как река широкая, глубокая и теплая.
14-30 Обед.
пройдено - 68,60 км.
ходовое время - 3,29 час.
высота - 1476 м.
Подкрепившись, двинули в сторону долгожданного Чаека. Снова начался набор высоты, правда уже по асфальту. Из всех дорог, эта мне понравилась меньше всего. Бесконечные деревни, одна переходящая в другую, машины, которых здесь достаточно много и каждая из которых норовит просигналить над ухом. И еще местная ребятня, кричащая нам "Хеллоу" через каждые десять метров. Мы сначала в ответ орали им наше русское "Превед !", затем просто кивали, а вскоре уже и вовсе перестали реагировать. Для них - понятно - мы одно из немногих развлечений, которые здесь случаются. Вообще, сидеть на обочине и пялиться на проезжающих мимо, наверное, самое распространенное времяпровождение для местного населения.
В Чаеке мы обедаем (хотя, впрочем, скорее ужинаем) в кафе в центре села.
Поев, докупаем недостающие продукты, и отправляемся дальше, в сторону Каирмы, искать место для ночлега. Но вокруг сплошная долина, а до реки далеко. Красные горы Киргизии
  
Проехав Каирму, подъехали к селу Акчий, где местный советчик нам присоветовал свернуть с трассы направо, проехать деревню, переехать реку Джумгол, а дальше будет прямая дорога на озеро Сон-Кёль. Мы так и сделали, однако, переехав село и реку, поняли что это не та дорога, которая нам нужна. Свернув с дороги налево, уперлись в какую-ту ферму. Поговорив с хозяином, поняли, что надо было двигаться дальше по трассе.
20-00. Стоянка.
Уже смеркалось и мы не нашли ничего лучшего, как разбить лагерь недалеко от дороги, между двумя искусственными каналами, под практически единственным кустом в этой степи. Так как брать воду из этих каналов, вытекающих из фермы, мы не решились, то чай ставить не стали, выпиваем по кружке купленного в Чаеке пива и съедаем банку шпрот.
Пора на боковую.. Завтра нужно перевалить к Сон-Кёлю.


Итог: дистанция за день - 110,43 км
ходовое время - 5-57 часа
ночевка на высоте 1852 метра.

День шестой
23 августа 2008 г.
с.Акчий-с.Эпкин-с.Тюгельсай-с.Багыш-р.Чиль-перевал Чильбель-юго-западный берег озера Сон-Кель

8-00. Выехали.
Решили позавтракать в каком-нибудь кафе по дороге, поэтому выезжаем голодными.
Спускаемся обратно к селу Акчий, переезжаем через реку Джумгол, и, окольными путями через затяжной подъем по выжженным холмам, выходим на асфальтовую трассу.
  
На холмеНабираем хорошую скорость и вскоре въезжаем в Эпкин. Хотели там позавтракать, но кафе в селе не было. Доезжаем до с.Тюгельсай - там тоже пусто. Уже отчаялись - как вдруг прямо на трассе между Тюгельсай и Багыш - сразу несколько кафе.
На радостях, мы заказываем себе по супу с бараниной и по порции мант, а Сергей еще и яичницу. Порции супа были с добрыми кусками баранины, и съев его, мы поняли, что, в принципе, наелись и с ужасом смотрели на огромные порции мант, которые нам принесли. Однако жадность взяла свое, и мы съели и манты, обильно запивая их соком. Видя, что после мант мы уже еле шевелимся, хозяйка яичницу нести не стала. (Она съела ее сама, мы видели). Мы с Женей, решив почему-то, что поспособствовать усвоению жирных мант может только пиво, выпиваем по кружечке, после чего окончательно обессилили. Отъехали пару километров от кафешки и разлеглись в тени придорожных кустов завязывать жирок. Слегка оклемавшись, мы продолжаем наш путь. Въехав в село Багыш, мы встречаем местного киргиза, который советует нам ехать на Сон Кель прямо из Багыша, через перевал Чильбель. Это нас слегка смутило, так как изначально мы хотели зайти к озеру севернее, через перевал Кара-Кыя. Но киргиз авторитетно заявляет, что эта самая быстрая и простая дорога, "до озера Сон Кель тут пешком всего 3 часа". Мы, дураки, поверили и через три часа усиленного педаляжа, еще и к перевалу не подъехали. Я даже предлагаю вернуться и заставить киргиза показать, как он тут за 3 часа до озера пешком ходит.
  
Проехали через Багыш и свернули с дороги на грунтовку, ведущую через долину на перевал. Начался небольшой набор высоты. Да плюс еще адское пекло и расслабуха после вкусного завтрака (он же - наш обед).
Наконец пересекаем долину и подъезжаем к началу перевала. Уклон дороги стал более ощутимым, и, кроме того, покрыхи стали проскальзывать по каменисто-раздолбанному покрытию (перед походом мы с Женькой заказали полуслики Continental Travel и поставили их на задние колёса). А вот лёхины Швальбы-марафоны чувствовали себя явно в своей стихии.
  
По пути встречаем чабана с двумя детьми, которые спускаются с перевала. Угощают нас очень вкусным кымызом, и варёной бараниной. Рассказывают, что до вершины перевала осталось совсем ничего - минут 20-30 (как потом оказалось - они ошиблись на 1,5 часа).
А между тем подъем становится совсем крутым, приходится катить байки. Сказывается и утреннее обжорство, в общем, мы еле ползем. За исключением Сергея, который и на этом перевале идёт впереди, мотивируя всех не расслабляться. У самой вершины перевала, на серпантине, ведутся дорожные работы - трактором расчищают заваленную камнями дорогу.
18-30. Вершина перевала Чильбель.
расстояние - 43,70 км.
ходовое время - 4-58 час.
высота 3253.
Любуемся видами с перевала, солнце потихоньку заходит, озаряя верхушки гор красным светом. С одной стороны перевала - долина, откуда мы поднялись и которая уже еле видна внизу. А с другой - озеро Сон Кель, в окружении гор, которое находится почти на одном уровне с тобой. Как будто два разных мира.Кони
   
Начинаем спуск, который весьма пологий и ровный, и скоро скатываемся в степь у озера, где стоят юрты и бродят табуны лошадей.
По пути Женя обращает внимание на странный скрип в байке. При поверхностном осмотре находим трещину в раме в районе подседельной трубы. Следующие дни Жене приходится ехать крайне осторожно, и даже опустив седло, чтобы трещина не пошла дальше. Впрочем, до финиша рама дошла, и это главное.
На озере знакомимся с местными чабанами, ужинаем сначала у одного, потом у другого. Нас приглашают остановиться в юрте, так как есть свободная (гостевая) юрта. Слегка поколебавшись, мы соглашаемся. Сергей катает местных ребятишек на байке - восторгу их не было предела. На ужин мы кушаем плов, лепешки, сметану, кумыс, чай и курут (это такие сырные шарики). Хозяева советуют нам ехать до перевала Калмак-Ашуу не по северной части озера (как мы хотели изначально), а по южной. Путь будет чуть ли не вдвое длиннее, но легче преодолевается. Каким путём ехать решаем определиться завтра. А пока пора спать - сегодня здорово устали.
   
20-00. Стоянка.
Спим в юрте, довольно прохладно (эта юрта не топится). Но зато сытые, и не надо палатки расставлять!

Итог: дистанция за день - 53,19 км
ходовое время - 5-39 часа
ночевка на высоте 3045 метров.

День седьмой
24 августа 2008 г.
юго-западный берег озера Сон-Кель - река Сон-Кель - северо-восточный берег озера-Сон Кель - р.Калмак-Ашуу

На этот день мы намечали полуднёвку, но утром как-то автоматически начинаем собираться, да и не хотелось больше напрягать своим присутствием гостеприимных киргизов. Пьем чай с хозяином юрты, кушаем лепешки со сметаной. Фотографируемся, отдаем хозяину за гостеприимство 500 сом (350 руб.), шоколадку для детей и сигареты для взрослых, специально взятые для таких случаев (впрочем, это наша инициатива, с нас ничего не требовали).
  
9-00. Выезжаем.
Решаем таки ехать вокруг южной части озера и заночевать на северном берегу, недалеко от перевала Калмак-Ашуу. Сначала едем ближе к озеру, а там находим грунтовую дорогу, которая идет вокруг озера. Дует сильный встречный ветер, поэтому ехать несколько тяжеловато. По пути несколько раз подъезжаем к юртам, чтобы купить рыбы, но нигде её не было. Потом узнали, что почти всю рыбу в озере уже переловили и за незаконную ловлю установлены большие штрафы.
Едем по дороге и к обеду подъезжаем к трём юртам, рядом с которыми стоит вывеска Yurt Hotel. Решив, что где есть отель, там есть и еда, просимся на обед. Тётка кормит нас вкусной шурпой, правда ждать её пришлось час. Еще она рассказала, что Сонг-Кёль - с киргизского "последнее озеро", а Иссык-Куль - "горячее озеро".
   
Дети гор12-00. Обед
расстояние - 24,53 км.
ходовое время - 1-56 час.
высота 3114.
Слегка моросит, периодически видим иностранных туристов на машинах, для которых Сон Кель - очень популярное место для отдыха. Переезжаем по мосту через реку СонКель, которая вытекает из озера, и едем по северному берегу. Нам встречается молодой киргиз на коне, который очень радостно, взахлеб, рассказывает о чем-то на ломаном русском. Речь шла, вроде, о том, что он что-то выиграл неподалеку в каких-то соревнованиях по их местной борьбе. Мы, для приличия, радуемся вместе с ним и едем дальше.
Перевал решаем сегодня не преодолевать, а лишь немного заехать в него. Перед тем как встать на стоянку, покупаем в юрте 4 бутылки нашего наркотика - кумыса.
Разбиваем лагерь сразу за мостом через реку, которая вытекает с перевала Калмак-Ашуу.
17-00. Стоянка
Ставим палатки, дождик закончился, солнце скрывается за горами и начинается жуткий холод. Что же будет ночью - думаем мы, напяливая на себя весь свой тёплый шмот.
Я от холода залез на байк и начал педалить прямо по холмам неподалеку, чтоб согреться. Решаем укрепить иммунитет, и съедаем 2 луковицы, которые я вез весь поход, думая, что пригодятся. Так же для иммунитета и от холода, мы с Алексеем выпиваем немного коньяку. Женя и Сергей коньяк не пили, и завтра весь день сильно болели (похоже чем-то отравились). Вывод - коньяк надо пить.
Ужинаем в палатке, потому что снаружи - холодно. Вообще, это была самая холодная ночевка в походе. Утром стены палаток были покрыты льдом.

Итог: дистанция за день - 63,33 км
ходовое время - 4-09 часа
ночевка на высоте 3158 метров.

День восьмой
25 августа 2008 г.
р.Калмак-Ашуу - перевал Калмак-Ашуу - р.Тюлек - с.Тюлек - с.Сарыбулак - с.Кочкорка

7-00. Подъем.
Алексей готовит на завтрак вкусную кашу, но едим мы ее с ним вдвоем. У Сергея и Жени сильное недомогание, по всем признакам похожее на отравление, от завтрака они отказались. Они глотают таблетки и ждут, когда полегчает. Выдвигаемся поздно.
11-00. Выезжаем.
Дорога на перевал Калмак-Ашуу вполне пологая, и можно заехать на велосипеде. Я заезжаю на него довольно быстро, совсем забыв про отставших товарищей, которым подъем давался довольно тяжело из-за недомогания, за что и получил позже справедливый нагоняй от Сергея. Он, заехав на перевал, бросил вел и пошёл вниз пешком, чтобы забрать у Женьки вел и помочь ему, а я сбросил рюкзак и поехал вниз на байке. Но тут как раз из остановившегося рейсового автобуса вываливается Женька вместе с байком. Молодец, хорошо сориентировался.
 
11-52. Вершина перевала Калмак-Ашуу.
расстояние - 6,47 км.
ходовое время - 0-44 час.
высота 3457.
Посидев немного на нашем последнем за этот поход перевале, начинаем спуск. Сразу же на первом витке серпантина мы были атакованы киргизом-малолеткой, который стоял посередине дороги верхом на коне и пытался ударить каждого из нас плеткой. Мы его материм и едем дальше вниз, но этот малый не на шутку разозлился и бросается за нами в погоню. Через несколько витков мы останавливаемся, встретив пару велотуристов из Швейцарии, парня и девушку - они поднимались на перевал.
Постояли, поговорили с ними - парень всё интересовался картами на лёхиным гпс-е, хотел как-нибудь их себе залить на свой. Всё это время мелкий киргизский нацист сидит поодаль на коне. Указываем на него швейцарцам - типа "дэнджер киргиз", будьте осторожны. Они сначала даже не верят - наверное им всё это время, как и нам, попадались лишь добрые и отзывчивые местные. Впрочем, когда они проехали мимо пацана, он на них даже не посмотрел, а когда мы поехали дальше вниз - погнался за нами. Но здесь был хороший спуск и мы довольно быстро от него оторвались (хочется верить, что он навернулся).
На спуске видели пасущихся яков, мохнатых и важных.Ижевские байкеры
   
После спуска с перевала продолжаем спуск по долине реки Тюлек к одноименному посёлку. Дорога как всегда гребёночная, но уклон хороший поэтому катится без проблем. Перед посёлком местность начала меняться - стала больше походить на выжженную пустыню. В посёлке не находим места, где можно было бы поесть - поэтому закупаем лимонадов и мороженного и решаем ехать до Сарыбулака. Так как жара стоит страшная, то отъехали от посёлка на километр и останавливаемся отдохнуть в тени какого-то холма.
Между Тюлеком и Сарыбулаком есть небольшой перевальчик, он проезжается без проблем. Перед перевалом у нас время встреч.
Сначала встречаем группу ижевских велотуристов в количестве 11 человек, направляющихся на Сон Кель от Иссык Куля, куда они добрались из Алматы, перевалив через перевал на севере озера. Группа подъезжала минут пятнадцать, так как на перевале сильно растянулась. Первым их словом было "Русские?" . Как выяснилось, они за свой поход встречали велотуристов чуть ли не из всех стран мира, кроме России. Пообщавшись, провожаем их взглядом (мы их встретим потом в Алмате, куда они доедут своим ходом, сделав, таким образом, круг) и тут же встречаемся с двумя иностранными велотуристами Швейцарии. Они также едут на Сон Кель.
  
Быстро поднимаемся на перевальчик, и также быстро с него спускаемся к шоссе Кочкорка - Нарын.
Оживленная трасса - после долгой езды по горным дорогам, испытываю легкий дискомфорт от присутствия машин. Хорошо еще, что основной поток грузовиков и фур шел нам навстречу, в Нарын, в нашем же направлении машин было меньше. Начинаем спуск по асфальту, скорость большая под 40-50 кмч.

Жене опять не повезло. При въезде в Сырабулак, пьяный в дым местный житель кинулся Жене навстречу, то ли обняться, то ли подраться. Произошло падение с велосипеда, вернее с велосипедом. Я, ехавший за Женей, остановился, уже готовый к разборке и, может быть, к драке, но тут же появился второй местный житель и быстро куда-то первого утащил. Падение обошлось без последствий, и мы тут же устроились в кафе неподалеку обедать. В этом же кафе уже обедала еще одна велосипедная пара из Германии, которая также ехала на Сон-Кёль. Ну, чувствую, там будет весело! Рассказывают нам, что их не пустили в Китай на Олимпиаду, так как китайцы посчитали их за террористов и поэтому они решили не терять время даром, а поездить по Киргизии. Ребята, парень с девушкой, судя по байкам и по велоформе - спортсмены. Когда они достали карту, по которой ехали, а это была карта с масштабом меньше чем на глобусе, мы не удержались - подарили им 2-х километровку до Сон Келя (благо она нам уже была не нужна), чему они очень обрадовались. Интересно, что путешествуют они с велоприцепами на которых уложены рюкзаки.
Отдохнув, продолжаем спуск по трассе, рассчитывая заночевать в Кочкорке. Опять дует сильный встречный ветер, поэтому разогнаться не получается, приходится интенсивно педалить. А жаль - так классно было бы здесь набрать хорошую скорость.
В 19-00 останавливаемся в Кочкоркской гостинице, заплатив по 100 сом (70 руб.) с носа - умывальник и туалет естественно во дворе, душа нет вообще как класса. Но нам самое главное, чтобы были кровати, а то за последние 1,5 недели мы на карематах уже все бока отлежали. Байки нам разрешают затащить прям в комнату. Мы с Лёхой, опасаясь клопов, спать на предложенном белье не стали, достали спальники. Перед сном отмечаем день рождения Лёхи - купили пива, каких-то луковых пирожков и чак-чак. Лёха сказал, что этот ДР он не забудет никогда.:)

  
Итог: дистанция за день - 89,90 км
ходовое время - 4-34 часа
ночевка на высоте 1819 метров.

День девятый
26 августа 2008 г.
с.Кочкорка-Ортотокойское вдхр.-Балыкчи(Рыбачье) - с.Сары-Камыш - с.Кызыл-Орюк - турбаза Улан

Утром неспешно встаем, зная, что спешить некуда, осталось доехать до Иссык-Куля. Завтракаем в кафе.
11-00. Выезжаем.
Сегодня очередь болеть у Алексея. Он тоже отравился, вслед за уже выздоровевшими Сергеем и Женей. Я был единственный, кто в этом походе не чувствовал признаков отравления. Может, ребята без меня что-то ели, а мне не дали? :).
Быстро долетаем до Ортотокойского водохранилища. Тут мы слегка перепутали, и ломанулись сначала на перекрестке влево по трассе, которая через небольшой перевал, выходит на шоссе соединяющее Бишкек и Балыкчи. Но вовремя спохватились (хорошая штука - GPS, особенно когда их аж 3 штуки), вернулись и едем направо по трассе, которая должна привести нас прямо в Балыкчу (Рыбачье). Огибаем Ортотокойское водохранилище справа, убегая от очередной тучи.
   
Иссы-КульЗаехав на холм за водохранилищем, видим Иссык-Куль, раскинувшийся синей равниной уже недалеко от нас.
Начались проколы, так как везде полно Иссык-Кульских колючек. Уже перед самим городом прокалывается Женька и, пока он перебортовывался, Сергей увидел, что в его передней покрышке тоже "сидят" несколько колючек. Попробовав вытащить одну, он тут же услышал звук спускаемой камеры. Так как оставалось ехать совсем-совсем немного он решил не перебортовыватся, а тупо вставить эту же колючку обратно. Но колесо все равно немного спускало и во время пути ему пришлось раза 2-3 его по-быстрому подкачать. Я уже утром обнаруживаю спущенное колесо. Кстати, прокалывали передние, более дешевые, покрышки, задние (Continental Travel Contact и Schwable Marathon XT) колючки проехали, что позволяет их рекомендовать для походов, где высока вероятность проколов.
После обеда проехав Балыкчу насквозь, выкатываем на берег озера. Пока Сергей перебортовывается, мы с Женькой съездили и узнали, что в 15 километрах от города есть санаторий "Улан", прям на берегу озера, и там можно остановиться отдохнуть. Едем туда, сначала немного по берегу, потом по трассе. Нам дует сильный ветер в спину, а мы и рады.
 
16-00. Приезжаем в турбазу Улан, воображение рисует кучу отдыхающих, веселье и дискотеки. Однако, побродив между корпусами минут 15, и не встретив вообще ни каких признаков жизни, мы приуныли. Наконец-то появился какой-то парень, от которого мы узнали, что все уже уехали, база почти закрыта. Но он проявляет рвение нам помочь устроиться на ночлег, находит администратора, поваров и кучу другого народа, который дорабатывал тут последние дни. Как выяснилось, делал он это отнюдь не бескорыстно, дважды потом занимал у нас денег на пузырь, и как водится в таких случаях, не отдал.
Однако, все же мы замечательно устроились в деревянном домике (за 200 сом/140 руб. с человека) и получили трехразовое питание (250 сом/175 руб. с человека).
Вечером купаемся в озере - вода была тёплая, волны огромными, а ветер прохладным.

Итог: дистанция за день - 90,06 км
ходовое время - 4-27 часа
ночевка на высоте 1611 метров.

День: + 1
27 августа 2008 г.
турбаза Улан - Бишкек

Решив, что отдыхать на пустой турбазе достаточно скучно, после обеда возвращаемся в Бишкек. Для этого мы с Женей сначала идем до трассы, где ловим машину до Балыкчи. В Балыкче договариваемся с водителями маршруток о заброске нас в Бишкек. Договорились с русским водителем, отдали 2500 сом (1750 руб.). Киргизы просили 3500 сом.
Возвращаемся в Улан, загружаемся и едем в Бишкек. Наш водитель - бывший пограничник, знает на трассе каждую собаку и всех гаишников поименно. Очень похож на Верещагина из "Белого солнца пустыни", так мы его про себя и окрестили.
Трасса Балыкча-Бишкек - это что-то. Местные водители носятся как ужаленные, по встречке, обгоняя всех и вся. Постоянно видим эвакуаторы, везущие остатки машин в Бишкек. На велосипеде там ехать я бы не рискнул - собьют, не заметят.
В Бишкеке поселяемся в уже знакомую квартиру, впереди еще два дня отпуска, тратим их на прогулки по городу, едим неприлично дешевые фрукты.

День: + 2
28 августа 2008 г.
Бишкек

Кафе-рынок-магазины-кафе-опять кафе.

   
Бишкек Бишкек снова Бишкек опять он

День: + 3
29 августа 2008 г.
Бишкек

см. день +2.
День также ознаменовался тем, что нас два раза обыскивали и проверяли документы.
Наверное, потому, что завтра был день независимости Киргизии, и еще пассажирский самолет рядом с Бишкеком упал.
На автовокзале находим себе машину до Алматы на завтра. Договариваемся за 3000 сом (2100 руб.), отдаем задаток 300 сом. Завтра нам сказали, что это был не задаток, а плата за"договаривание" и мы по-прежнему должны 3000 сом. Но мы развод не повелись и настояли на своем.
Часов в семь вечера во всем Бишкеке погас свет. Нам объяснили, что это нормально - так тут экономят электроэнергию.

День: + 4
30 августа 2008 г.
Бишкек-Алматы-поезд

Едем на заказанном вчера минивэне Toyota Emina в Алматы. Байки в чехлах отлично вошли назад стоймя, мы на первых двух рядах сидений.
Въезжая в Алматы, встретили ижевских велотуристов, которые доехали туда своим ходом с момента нашей первой встречи в Тюлеке.
Загружаясь в поезд, в нас последний раз обули на 1000 тенге (200 руб.) каждого. Казахские контролеры не хотели пропускать упакованные и разобранные велосипеды, нагло требуя взятку. Матеря их на чем свет стоит, мы заплатили, так как поезд уже отходил и бодаться времени не было.

День: + 5
31 августа 2008 г.
поезд

Отыгрался в преферанс Алексею. (см. день -1). В 23.45 в Барнауле провожаем Сергея.

День: + 6
1 сентября 2008 г.
поезд-Новосибирск

Все, конец отпуска…

Резюме

Киргизия - очень интересная самобытная страна, пригодная для велопоходов всех категорий сложности. Красивейшая природа, дешевизна продуктов и услуг и, конечно, гостеприимство и приветливость местного населения. Причем, чем дальше от цивилизации, тем лучше отношение людей к туристам. В деревнях местные часто принимали нас за иностранцев и кричали "Hello!".
Маршрут оптимально проходить с июля по сентябрь. В это время очень тепло, даже на высотах 2500-3500м можно ночевать вполне комфортно.
Выбор продуктов в деревенских магазинах невелик, закупки лучше делать в крупных населенных пунктах. По возможности мы старались питаться в кафе, чтобы сэкономить время и попробовать местную кухню. Но нужно быть осторожным к очень жирной пище.
Покрытие сотовой сетью на территории Киргизии среднее, на протяжении маршрута связь была практически везде, за исключением перевалов. Купили в Бишкеке сим-карту местного оператора БиТел ( http://www.bitel.kg ) и постоянно ею пользовались так как, звонки в Россию неприлично дешевые.
Деньги можно везти в рублях (менять на доллары/евро не нужно), в Бишкеке и других крупных городах их можно поменять на сомы в любом обменном пункте, которые здесь на каждом углу.
На протяжении почти всего маршрута нет дров в количестве, достаточном для приготовления пищи, поэтому с собой следует брать горелку. Газовые баллоны можно купить в Бишкеке в магазине "RedFox", так как везти с собой через границу проблематично (хотя в нашем случае багаж ни разу не проверяли, и провезти можно было все что угодно, но это не всегда так). Мы использовали мультитопливную горелку, а также газовую фирмы "Ковеа". В качестве топлива - баллоны с бутаном.
Велосипеды показали себя относительно нормально, даже считая Женькину треснувшую раму, так как в принципе она не помешала ему доехать до конца маршрута. Также разболталась втулка на велосипеде Ильи, но после того как её затянули, больше она не беспокоила. Можно еще вспомнить колючки, пойманные возле Иссык-Куля, но про них мы уже были наслышаны из других велоотчетов и были к этому готовы.
Подтвердила свое качество резина Schwalbe Marathon XR. При несколько завышенном весе по сравнению с аналогами (900г.) абсолютно надежна на любых дорогах в походе, особенно в горах на каменистых спусках. Также в целом неплохо себя показала резина Continental-Travel.
Велорюкзак лучше чтобы был оборудован заплечными лямками - для удобной переноски.
Спасибо всем, кто помог осуществить этот поход. Мы заразились Азией и теперь в мечтах поехать дальше - в Узбекистан, или Таджикистан.
Данные по километражу взяты с велокомпьютера и отметки по высоте с GPS Шишкина Ильи.

 Поломки:

участникполомкаметод устраненияпричина
Евгенийтреснула рама в районе подседельной трубы над верхними перьямиопустили седло, ехали осторожнохарактерна для рам геометрии Genesis
прокол 2 разазамена камерыколючки на Иссык-Куле
Сергейпрокол 2 разазамена камерыколючки на Иссык-Куле
Алексейбез поломок--
Ильялюфт передней втулкизатянули посильнеенедостаточно сильно затянута изначально
прокол 2 разазамена камерыколючки + разлезлась камера

Взято с http://www.dikarri.narod.ru/velopohod.html с разрешения авторов.

Паутов Сергей, Шишкин Илья


Возврат к списку

Комментарии:

А я вас в Алмате сразу не узнал - и мы проехали мимо.. а когда понял, мимо кого проехали - разворачиваться там было нельзя - очень плотное движение! поэтому не удалось с вами пообщаться.. ((   а на вокзале с нас тоже содрали деньги за велы. причем мы настояли, чтобы вызвали Начальника вокзала!!! вместо того чтобы встать на нашу сторону (правда ведь все равно за нами!), он отвел меня в сторону, сказав, давай, не будем смотреть на правила, и стал со мной торговаться!!!! Поезд уже отходил и мы заплатили, но цену все-таки сбили! )))) 
спасибо, Света !то что Алтай не хуже - это факт ! а может даже и лучше...но в той местности тоже есть свои прелести и определённый колорит.
Поздравляю Серёжу (Sergio) с первым серьёзным, самостоятельно организованным велопоходом! Молодцы, что в конце концов собрались и поехали...Сама Киргизия, честно сказать, не впетчатлила видами (не по этому отчёту а вообще) ...Алтай не хуже. Хотя может просто надо соскучиться и по таким пейзажам.
Казахи конечно отжигают....
ААААААААААААААААААААААААААААААААААА!
Текст комментария *
Защита от автоматических сообщений
Кухни итальянские в Хабаровске.
Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100 Хостинг AGAVA
ещё
Администратор:
admin@velobarnaul.ru
ICQ: 9966906
Адрес для информации:
info@velobarnaul.ru